Урок по литературе в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Учитель:Смирнова С.Д.

Тема: "Базаров и его родители. Эпилог романа.

 

Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Оборудование: репродукции картин В.Перова “Старики родители на могиле сына”, Рембрандта «Возвращение блудного сына», запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Эпиграфы к уроку на доске: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой

Методические приёмы:

* создание проблемной ситуации

* работа с текстом по вопросам домашнего задания

* сообщения учащихся

* беседа по содержанию романа

 

Ход урока.

 

I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.


Письма были, но только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.


Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.


Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди же, всех вас собери”.


Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

“Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!”


Из Одессы, Таллинна, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко —

У постели, а не у стола.


Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?


Мать ждала вас в дождь и в снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?


Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

 

1.После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

*Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

— Относительно изучаемого произведения определяем тему урока, задачу и цель урока.

Тема урока: “Базаров и его родители .Эпилог романа.»

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

 

II .Повторение изученного.

1. Слово учителя:

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов 19 века.

Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

"Семья - основа нравственного благополучия в смутное время".

2. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

а)духовное родство:

общие интересы,

взгляды,

деятельность

б)  душевные качества:

искреннее дружелюбие,

любовь, уважение

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

 

III. Работа с текстом.

1. Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец.

Рассказать об отце Базарова.

-Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.

-Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).

-Речь отца и сына. (Примеры из текста).

Василий Иванович Базаров старался «не отставать от века», «быть мыслящим человеком». Ему не хочется ударить в грязь лицом перед «передовыми людьми». Утверждает, что человек должен жить своим трудом, сам всю жизнь трудился; но жизнь стремительно движется вперёд, и между ним и его сыном возникает непроходимая пропасть. Он это сознаёт и склоняет голову перед молодёжью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли».

2. Слово учителя.

— Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.

Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто... Мама!

Рассказать о матери Базарова:

а) внешность

б) характер

в) реакция на приезд сына.

3. Расскажите историю жизни Арины Власьевны.

Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?

-“Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.

Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

4. Беседа по вопросам:

- Как относится Базаров к родителям и почему именно так?

- Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”? Почему между отцом и сыном нет духовной близости?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” .

Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя проверяется  таблица - домашнее задание).

Отец

Мать

Родители

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите и в решете, бедняга, старикашка,  добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков

Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей

Люди хорошие, народ не строгий, как опенки на дупле

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

Родители Базарова, не “отставные люди”, идущие не в ногу со временем, во многом не понимающие сына – нигилиста. Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни.

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства, гордыня, самомнение молодости отделяют молодого человека от его стариков.

(?) Для чего понадобилось Тургеневу второе странствие Базарова?

IV. Новый материал (с включением проверки домашнего задания).

1.Пересечение притчи о блудном сыне и концовки романа.

Притча о блудном сыне( чтение одновременно с просмотром картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»).

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.

Сын же начал говорить: "отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим"...

А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.

Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: "что это такое?"

Слуга сказал ему: "брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым".

Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.

Но он отвечал отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка".

Отец же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

(Евангелие от Луки, гл. 15 стихи 11-32).

2. Беседа (по главам 27, 28):

а) Базаров остаётся один. Расскажите, как Базаров старается побороть своё тяжёлое настроение;

б) как относится Базаров к своей болезни?  Как проявляет себя Базаров перед лицом смерти?

Опытный и понимающий врач, Базаров прекрасно знает, что нужно сделать в случае заражения, но не делает этого. Почему? Не сказалось ли в этом подчёркнуто небрежном отношении к своей жизни то душевное состояние, в котором находится Базаров?

в) расскажите о переживаниях родителей Базарова во время его болезни;

— В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

3.Сообщение ученика об истории создания данной картины .

Картина «Старики-родители на могиле сына» принадлежит кисти великого русского художника Василия Григорьевича Перова. Написана она была в 1874 году в Москве.

Тема полотна была навеяна Перову известным на весь мир литературным произведением великого русского писателя Тургенева – «Отцы и дети».

Сюжет картины очень прост. Крупным планом изображены старики, пришедшие на могилу своего сына, которая располагается прямо перед их ногами. Не нужно быть очень проницательным человеком, чтобы сразу заметить ту огромную грусть и печаль, которая охватила стариков.

Нет большего горя для родителей, чем хоронить своих детей. Возможно, старики жалеют о том, что не были со своим отпрыском в то время, когда они могли что-либо сделать, чтобы избежать беды. А сейчас, убитые горем, они пытаются хоть как-то это компенсировать и проводят долгие часы на могиле сына.

Цветовая гамма картины очень мягкая, она совсем не давит, а даже наоборот, в некоторой степени расслабляет. Перов очень подробно прорисовал все мелкие детали одежды и фигур стариков. Даже могила сына, хоть и очень простая по убранству и оформлению, притягивает какой-то незримой нитью.

Не стоит искать прекрасного лишь в величественных темах и сюжетах, при желании их можно найти и в обыденной повседневной жизни. Это до нас и пытается донести Перов при помощи своих картин.

В данный момент картина «Старики-родители на могиле сына» хранится в Третьяковской галерее и все желающие могут лично полюбоваться этим произведением искусства, которое занимает достойное место в великом русском наследии.

г) прочитайте последний абзац эпилога ,сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?

Какое настроение создаётся? (Глубокая, тихая грусть, раздумья о жизни и смерти, о вечной природе, о судьбе «грешного, бунтующего сердца». Покой и тишина. Концовка напоминает стихотворение в прозе.)

Финальный пейзаж приобретает значение символа: осиротели не только родители Базарова, но и сама земля, родина, ведь, по признанию автора: "Когда переведутся такие люди, пускай закроется навсегда книга истории! в ней нечего будет читать" .

2. Отношение автора к своему герою:

а) почему автор закончил роман смертью героя?

-преждевременность появления,

-отсутствие союзников,

-мучительное одиночество.

Тургенев: «Да, я действительно не знал, что с ним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог».

Тургенев: «…за исключением воззрений на художества, - я  разделяю почти все его убеждения…»

Тургенев недолюбливал людей, подобных Базарову. И всё же образ нигилиста у него получился не карикатурным, он не стремился к развенчанию своего героя. Добиваясь объективности в изображении облика «отцов» и «детей», он чувствовал к Базарову некоторую симпатию. Тургеневу импонируют в Базарове и его взгляды, и его критическое отношение к вещам, его ум и научное мышление, его стремление к практической деятельности, его честность и правдивость.

Базаров уходит из жизни непобежденным, унося в могилу свое "страстное, грешное, бунтующее сердце", выдержавшее испытание любовью и смертью. Финальное описание сельского кладбища звучит как реквием автора по своему герою, который своей трагической судьбой искупил свой нигилизм.

Вывод : Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

 

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.


V. Домашнее задание: Написать небольшое сочинение – рассуждение “Что значат для меня мои родители?”

 

 

Статистика

Пользователи : 11593
Статьи : 139
Просмотры материалов : 236422